Готический стиль в интерьере – современное средневековье

Готический стиль в интерьере: описание + фото.

Готический стиль в интерьере и архитектуре зародился еще в Средние века, но и на сегодняшний день он не утратил своей популярности. Загадочная привлекательность готики вызывает стойкую ассоциацию с таинственной мистикой. Не удивительно, что именно благородный готический стиль чаще всего применялся для оформления самых величественных замков и архитектурных шедевров.
Готический стиль в интерьере

Готика – это уникальный стиль, который сочетает в себе элегантность и аристократизм, неповторимое величие и изысканность. Сегодня готический стиль часто применяется для оформления интерьера элитных ресторанов и дорогих отелей, позволяя их посетителям с головой окунуться в волшебную эпоху отважных рыцарей и обворожительных дам.

Характерные особенности готики в интерьере

Готический стиль относится к «широкомасштабным» — он предполагает наличие большого пространства, высоких окон, роскошных витражей и обилия света. Конечно же, не каждый современный любитель готики является счастливым обладателем замка. Но не стоит расстраиваться – готический стиль можно использовать и для оформления интерьера обычной городской квартиры или загородного коттеджа.

Характерные черты готики в интерьере:

  1. Цветовая гамма должна идеально отвечать мистической атмосфере данного стилистического направления. Именно поэтому чаще всего предпочтение отдается темным оттенкам – бордовым, иссиня-черным, пурпурным, синим, лиловым, фиолетовым.
  2. В качестве отделочных используются исключительно натуральные материалы – камень, мрамор, ценные породы дерева, стекло и металл.
  3. Обязательным элементом классического готического стиля являются роскошные витражи из цветного стекла, резные деревянные двери, высокие своды с лепниной, потолочные балки.
  4. Особое внимание уделяется освещению – его должно быть очень много. В центре внимания, конечно же, большая кованая люстра, которая выполняет роль основного источника света.
  5. Неотъемлемый элемент готического стиля – большой камин в центре комнаты, украшенный кованой металлической решеткой.

Материалы и отделка

Для готического стиля характерно использование благородных натуральных материалов – дерева, камня, мрамора. В современной готике обязательно присутствие большого количества стекла и металла. Среди ценных пород древесины оптимальным вариантом станут: темный дуб, бук, лиственница, ольха, кедр, можжевельник.

Конечно же, натуральный мрамор может позволить себе далеко не каждый. Отличной заменой может стать искусственный камень или другие материалы с имитацией мраморной фактуры.
Для оформления пола можно использовать различные породы дерева, керамическую плитку или паркет.

Для украшения стен в готическом интерьере используются гобелены со специфическими историческими изображениями, картины, стилизованные под Средневековье, фрески и настенные росписи.
Очень часто применяется резьба по металлу или дереву, которая украшает, например, деревянные двери или своды.
Прекрасным украшением потолка станет кессонная конструкция.

Мебель для интерьера в готическом стиле

Для этого стиля характерно использование массивной, но изящной деревянной мебели. Огромная кровать с высоким изголовьем, украшенная резьбой по дереву или оригинальными коваными металлическими деталями, с тяжелым балдахином, вне сомнения, украсит любую спальню в готическом стиле.

Мебель для готического интерьера предполагает наличие высоких деревянных столов с красивыми резными ножками, стульев и кресел с деревянными подлокотниками, резных сундуков, украшенных кованой металлической фурнитурой, зеркал в тяжелых металлических рамах.
Сегодня, роль сундуков с успехом могут выполнить высокие деревянные шкафы или буфеты, дверцы которых украшены зеркальными узорами или стеклянными витражами.
Мебель в готическом стиле может иметь кованые металлические ножки изогнутой формы, украшенные различными узорами.

Детали и декор

Для интерьера в стиле готика характерно минимальное количество декоративных элементов и украшений.
Основным украшением в комнате должен стать большой камин, оформленный натуральным камнем и коваными металлическими элементами.

На сегодняшний день настоящий очаг можно заменить искусственным камином.

Также в готике прекрасно будут смотреться фрески и лепнина, настенные гобелены с геральдической тематикой.

В качестве декора в готическом стиле чаще всего используются:

  • Большие, массивные зеркала в деревянных или металлических рамах.
  • Старинное оружие на стене, кованые подсвечники.
  • Бронзовые или позолоченные кубки, тарелки, вазы с резными узорами.
  • Необычные скульптуры из дерева или металла, светильники в форме факелов на стенах.
  • Картины с исторической тематикой – изображениями рыцарей или рыцарских поединков.
  • Красочный текстиль, из которого выполняются массивные, тяжелые драпировки.

Готический стиль в интерьере – это неповторимое сочетание роскоши и мистицизма, которое обязательно придется по вкусу всем поклонникам неординарности и креативности.

Готический стиль в интерьере — фото

Дизайн интерьера в готическом стиле — видео:


Готика: от Средневековья до наших дней

История появления

Легенда гласит, что когда в XIII веке Папа Римский спросил у Рафаэля, как продвигается постройка собора Святого Петра, тот в ответ пренебрежительно назвал сооружение «готическим»: варварским, лишенным истинной эстетики. Знаменитый мастер тогда и не подозревал, что дал название одному из величайших стилей в истории человечества.

Изначально (XII-XV вв.) стиль существовал исключительно в архитектуре. Готический стиль в интерьере появился значительно позже, с в эпоху историзма (конец XIX века). В это время знать Великобритании, Германии и других европейских стран была увлечена модой на постройку усадеб в неоготическом стиле.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции. Первое готическое сооружение появилось в Париже. В 1136-1140 годах аббат Сугерия возвел два пролёта главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Аббат считал что храм — это корабль, символизирующий Вселенную. Светлые мраморные колонны напоминают устремленные ввысь мачты, а плавные линии под сводами — натянутые ветром паруса.

Освещение

Зодчие Cредневековья достигли небывалых высот в искусстве использования солнечного и рассеянного света.

В отличие от романских соборов, в готических было много больших и ярко украшенных витражами окон. А сами окна превратились в сверкающие картины из цветного стекла, призванные ошеломлять прихожан иллюстрациями библейских сцен.

Теологи даже приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать от зла.

Проектировщики тех времен делают акцент на освещении. Для них важно сберечь каждую крупицу света, чтобы каменный собор стал воздушным и невесомым.

Прекрасный пример – кружево собора столицы Нормандии – Руана.

В пасмурные дни продуманные до мелочей силуэты готических соборов, бесчисленные башенки, шпили, фигуры и шипы живут при неярком рассеянном свете. Получается мрачный и величественный образ.

Особенности интерьера

Особенность готических сооружений — стрельчатая арка – изобретение XI века. Ее придумали при строительстве английского собора в Дергеме. Стена складывалась, как ствол дерева, — с множеством отходящих ветвей, одна арка опиралась на другую, свод становился на плечи своду. Промежуточные опоры, тяжелые перекрытия, ограничивающие объем построек, больше не требовались.

Вторая жизнь готического стиля: неоготика

В эпоху историзма в 40-х годах XVIII века в Великобритании возродился интерес к готике. “Официально” национальным стилем Великобритании неоготика стала благодаря знатоку и энтузиасту этого направления, Огастесу Пьюджину. Он отстраивал сгоревшее в 1834 году здание Британского Парламента.

В США первой постройкой в стиле неоготики стала церковь Троицы.

Постепенно из неоготики здесь выделился подстиль коллегиальной готики, характерный для студенческих городков.

Неоготика распространилась и в Германию, где после революции 1848—1849 годов активно возрождались средневековые памятники архитектуры, такие как Кёльнский собор.

Параллельно с реставрацией старинных готических соборов шло строительство светских зданий в неоготическом стиле.

Яркий пример — здания ратуши в Мюнхене и Берлине, уникальный комплекс гамбургских верфей — Шпейхерштадт.

Во Франции и Италии неоготика воспринималась скорее как призыв отреставрировать и сохранить уже средневековые здания в готическом стиле.

Так, в Париже, после появления на свет романа Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”, упомянутый собор стал объектом внимания жителей, а в Италии самым масштабным проектом неоготического движения стало возведение фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Одним из ключевых моментов в развитии неоготики стало появление готического стиля в интерьере.

В 1795 году Уильям Бекфорд начал в Уилтшире строительство внушительного поместья Фонтхилл-Эбби с восьмиугольной 90-метровой башней.

Башня трижды обрушивалась в течении 30 лет, но усадьба Бекфорда все равно производила неизгладимое впечатление на современников.

Европейская знать охотно подхватила эту идею и начала строить свои усадьбы в том же стиле. При этом сохранялись основные принципы средневековой архитектуры при проектировании зданий, а интерьер должен был создавать ощущение, что вы находитесь в рыцарском замке.

Готический стиль в современном дизайне

Для создания готического стиля в интерьере потребуются:

Обилие естественного света

Готический стиль вряд ли подойдет для оформления малогабаритных квартир с невысокими потолками. Его можно встретить в дизайне интерьеров загородных домов, дорогих ресторанов и стилизованных под средневековые замки отелей.

Но даже в них готический стиль используется не в первозданном виде. Скорее, происходит стилизация интерьера в готическом духе.

Материалы и отделка

Для оформления подобного интерьера используются исключительно натуральные материалы:

Первоначально в готических постройках использовались дуб, орех, ель, лиственница и европейский кедр.

При выборе мебели стоит отдать предпочтение вещам, обитым парчой или бархатом, с жаккардовым рисунком либо гладкой структуры. Гармонично впишется мебель, украшенная резьбой и позолотой.

Выбирая обивку мебели отдайте предпочтение:

Если в помещении недостаточно солнечного света, в качестве основного тона стен выбирайте оттенки белого, бежевого и молочного. В таком случае мебель и аксессуары, выполненные в характерных для готики тонах, не будут создавать гнетущее впечатление

Правильно выбрав материалы и распределив элементы декора, вы создадите гостиную в стиле средневековых замков или спальню в стиле королевских покоев.

Мебель и аксессуары

В эпоху готики в жизни простых людей появились новые предметы мебели. Так, впервые одежду начали хранить в двустворчатых массивных шкафах, предметы быта – в буфетах на высоких ножках, заменив ими привычный сундук. Получили широкое распространение кровати с высокими изголовьями и стулья с мягкой обивкой и высокими спинками.

При создании современного интерьера в готическом стиле не стоит забывать про детали:

сундуки, обитые потертой кожей

искусственно состаренный металл в элементах мебельного декора

гобелены на средневековую тематику

мозаика на окнах типичной продолговатой заостренной формы

Это поможет создать атмосферу Средневековья.

Освещение интерьера

Последним штрихом в готическом интерьере станет освещение: как правило, это массивная люстра с коваными подсвечниками. Ее вешают по центру комнаты и дополняют светильниками и бра.

Итак, подведем итоги, еще раз выделив основные черты готического интерьера:

просторное помещение, высокие потолки

большие окна, обилие естественного освещения

прямые вертикальные линии

преобладание темных оттенков в обивке мебели

использование натуральных материалов

аксессуары в стиле Средневековья

Повторить неоготический интерьер со всем размахом – трудная задача. Но он может служить источником вдохновения при оформлении интерьера обычной комнаты. Не бойтесь экспериментировать с деталями: иногда пара мелочей вроде кованых подсвечников и балдахина над кроватью могут создать ощущение Средневекового замка.

Квартира, дом, дача

Популярные статьи

Стили Средневековой Европы

Романский стиль в интерьере

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.
Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками.

Читайте также:  Удобрение огорода – залог хорошего урожая

Зарождение и развитие романского стиля произошло в период с IX по XII века, в странах Западной Европы, особенно широко он применялся в Германии и Франции.

Постройки в романском стиле имеют вид замков-крепостей и храмов-крепостей из серого камня, с высокими башнями, массивными стенами и узкими окнами.

Важная особенность романской архитектуры – это применение сводов для потолочных покрытий, плавные линии полукруглых арок и дверей. Поэтому, романский стиль часто называют стилем полукруглой арки.

При современной отделке зданий, романский стиль в интерьере встречается редко.

Для отделки стен помещения можно использовать имитацию природного камня или однотонную штукатурку не ярких цветов, например, бежевую, серую, светло-коричневую. На стене можно создать декоративное окно полукруглой формы, либо фрески, для ощущения замка-крепости. Часто используются барельефы, вставки из дерева, большие зеркала в позолоченных рамах. В качестве декоративных элементов интерьера применяют картины, чучела животных, рыцарские доспехи, оружие.

Обязательным элементом интерьера в романском стиле являются витражи с красивыми узорами, изображениями растений и животных. Разноцветные витражи используются в окнах, межкомнатных дверях, перегородках.
Создадут уютную обстановку помещения большой камин и настенные светильники под старину, подсвечники. Для освещения большого помещения обычно используют массивную люстру.

При укладке пола применяют природный камень, керамическую плитку, имитирующую вид натурального камня, облицовку пола мозаикой. Иногда, полы застилают красивыми коврами в восточном стиле или шкурами животных.
В интерьере помещения средневекового стиля используется простая грубоватая мебель из натуральной древесины – столы, табуреты, скамьи, высокие стулья.

Особое место отводится массивной деревянной кровати на резных ножках, украшенной балдахином, которая устанавливается в центре спальной комнаты. Интерьер спальни можно украсить большими вазами, статуэтками из бронзы.

Среди предметов интерьера важным атрибутом является деревянный сундук с коваными вставками для хранения всевозможных вещей, который стал прародителем современных шкафов и комодов.

Романский стиль предусматривает украшение окон богатыми тяжелыми шторами с драпировками из плотных тканей.

Интерьер помещения в средневековом стиле простой и мощный, он не отличается особым изяществом. Такой стиль редко применяют в квартирах, но он великолепно украсит загородную виллу, большой дом или коттедж, отражая известное выражение: мой дом – моя крепость.

Готический стиль в интерьере

Готический стиль зародился в XII веке во Франции и пришел на смену более тяжеловесному и монументальному романскому. Отличительными чертами стиля являются стрельчатые арки и порталы, аркбутаны, тонкие орнаменты и обилие скульптуры.

Полы в те времена чаще делали из дерева или выкладывали кафельной плиткой, позже появилась мода на ковры. Стены украшают росписью и фресками, облицовывают деревом и закрывают настенными коврами и шпалерами. Особенно известны в те времена были фламандские и бургундские мастера, создававшие изящные и тонкие тканые ковры.

В соборах для остекления использовались витражи с библейскими сюжетами. В интерьерах готического стиля картины реже встречаются, чаще расписываются стены. Иногда потолки тоже расписывали.
Центром помещения являлся богато украшенный камин, в Германии в место камина используется кафельная печь. Мебель украшалась резьбой, многочисленными рисунками и орнаментами, стрелами, башнями и так далее.

Спинкам кровати мастера придают ажурный вид. Геометрический орнамент и обилие фигур выглядит красиво, но противоречит истинной структуре и характеру дерева. Кроме того, стоит отметить, что оформление мебели все-таки оставалось пресыщенным орнаментами. В то же время, именно в готическую эпоху появляются все известные ныне виды мебели, возрождается античная рамочно-филеночная вязка.

Доски и филенки стали излюбленным приемом мебельных мастеров на долгие годы вперед, их использовали для создания мебели, конструирования причудливых предметов интерьера, отделки помещений и просто украшения. Особенно популярными становятся лиственные орнаменты и ленточные плетения.

Широко распространены неглубокие растительные и орнаментальные рисунки, часто окрашенные в синий и красный цвета. Кровати в эти времена все чаще оснащаются балдахинами или встраиваются в стены для защиты от ночного и зимнего холода. Стулья для сидения используются мало, их заменяют традиционные скамьи и сундуки. Появляются внушительные кресла-стулья для сидения.

Изготавливались и складные стулья, и даже вращающиеся, которые назывались лютеранскими. Столы разнообразные, особенно популярны столы с выступающей столешницей и торцовыми стенками, как правило, они оснащаются глубокими выдвижными ящиками.


В конторских учреждениях тех лет были оригинальные столы с поднимающейся столешницей. Под ней обычно размещались ящики для бумаг. Для хранения вещей все чаще используют шкафы и сундуки.

В современном дизайне используется викторианская готика и отдельные элементы готического возрождения: стрельчатые готические арки и пролеты, высокие узкие окна, витражное оформление и камины. Потолок в таком стиле отделывается искусственными или настоящими балками, полы делают из твердого дерева или покрывают кафелем. Полы часто застилают коврами, как в позднеготическую эпоху.

В отделке стен используют приглушенные цвета: синий, зеленовато-желтый, охристый и серый. Можно использовать темные оттенки: темно-синий, фиолетовый и даже темно-красный. Можно нанести на стены фрески, геральдические символы (особенно популярны геральдические лилии) и создать иллюзию каменных стен. Особую роскошь помещению придают гобелены, шпалеры и тонкие ковры с сюжетным рисунком. Окна при этом занавешиваются тяжелым, темно-красным бархатом, что делает помещение уютным и внушительным.


Для создания настоящей готической обстановки потребуется резная мебель из массива древесины, неотъемлемой частью диванной и стульев является резьба и бархатная обивка. Сейчас можно найти копии готической мебели. Хорошо смотрится мебель с гнутыми ножками, дугообразными линиями и стрельчатыми верхушками. В качестве аксессуаров подойдут кованые подсвечники. Распятия, рыцарские гербы и щиты, а также крупные скульптуры с изображением химер.

Стиль ренессанс

Ренессанс или эпоха Возрождения, как стиль в искусстве зародился в Италии, в XIII веке, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Позже он распространился на всю Европу. Свое название стиль Возрождение получило от проявления интереса к античному наследию человечества, гуманитарным наукам и искусству древнего мира.

Гостиные и спальни знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. Цветовая гамма ренессанса мягкая, полутона переходят друг в друга, никаких контрастов полная гармония. Ничто не бросается в глаза. В такой комнате создается мягкое, интимное, комфортное и успокаивающие настроение.

Основные материалы облицовки стен или их имитация – это гладкий камень, мрамор и песчаник. Используются разнообразные вариации штукатурки на одной стене, оставляя поверхность гладкой. Широко используется в стиле ренессанс настенная живопись.

При декорировании стен в стиле ренессанс используйте бархат, парчу или тисненую кожу. Уместными для стиля ренессанс эпохи Возрождения будут ниши в стенах, которые можете украсить фресками. В таких нишах хорошо будут смотреться бронзовые статуэтки. По прежнему актуально присутствие резного дерева в качестве декора стены, но в отличие от готики, ренессансу присущи более легкие и плавные узоры, а также использование дерева не только темных пород.

Высокие потолки сделаны в виде сводов. В целом рисунок потолка в стиле ренессанс имитирует камень или мрамор. Также используют многоуровневые потолки, размещая в центре роспись эпохи ренессанса. Вообще, росписи уделяется особое значение, причем не только в виде картин, но также и орнамента. Ярким штрихом дизайна в стиле эпохи Возрождения станет изящная позолоченная лепнина. Второй вариант потолка – кессонный (либо из натурального дерева, либо окрашенный и декорированный).

Для пола используют керамику, имитирующую камень или мрамор. Для смягчения восприятия используются ковры. В случае выбора паркета в качестве напольного паркета, породу дерева подбирайте под общий интерьер (дуб, орех, экзотичные породы), причем лучше для интерьера в стиле ренессанс выбирать крупную массивную доску.

Мебель эпохи Возрождения характеризуют четкая форма, ясное построение и многочисленные архитектурные элементы. В ее отделке может использоваться золочение. Основным предметом мебели был сундук-кассоне – хозяйственный ларь, украшавшийся инкрустацией из разных пород дерева, росписью и позолотой. Шкафы покрыты рельефом, копирующим архитектуру и скульптуру того времени. Будут весьма актуальны в интерьере ренессанса такие предметы как буфет, письменный стол, секретер. В то время был изобретен раскладной стол с выдвижными опорами. Стулья обиты кожей, бархатом или яркой парчой. Хорошо дополнят интерьер ренессанса металлические ажурные кресла.

В качестве аксессуаров в интерьере используются картины “под старину” (пусть это будут копии полотен Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти и других мастеров). Состаренные предметы мебели, выдержанные в этом стиле, кованая мебель, аксессуары из слоновой кости, канделябры, сундуки-кассоне (украшенные резьбой, инкрустацией или росписью) помогут воплотить стиль ренессанса.

В интерьере могут быть колонны и пилястры, гротески, развитые на основе орнаментов. Также дополнят стиль арабески, плетёнки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны, купидоны.

Мебель украшена растительными композициями в виде виноградных лоз, листьев, венков, что было весьма популярно в мотивах древних римлян, у которых стиль ренессанса брал вдохновение.

Украшением окон являются богатые драпировки с ламбрекенами. Для отделки драпировок используются крученые шнуры.

Керамическая посуда отличается живописным декором: медальоны с портретами, сюжетные композиции, геральдические знаки. Нередко обычное блюдо просто превращалось в картину. Также во времена ренессанса начинался фарфоровый бум.

Особым штрихом в интерьере может стать использование венецианского стекла.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Готический стиль в интерьере – современное Средневековье

Готический стиль широко представлен в западноевропейском искусстве в 13-15 веках. Он появился в период развития новых технических достижений и основной его чертой является мистическая иррациональная экспрессия. Интерьер помещений стал высоким и светлым в основном благодаря витражам.

Одной из характерных черт готического стиля является изобилие тонких колонн, которые расходятся подобно загадочному цветку и теряются в бесконечности, этот эффект создается благодаря необычайно высоким потолкам. Действительно, готический стиль символизирует собой бесконечность. Его особенностью является то, что зачастую размеры помещения значительно увеличиваются визуально, напоминая собор. Стиль готики постепенно утратил национальные черты, но сохранил общую стилевую направленность.

Интерьеры этого стиля отличаются значительным величеством, экспрессивностью и изящностью. Стены теряют свою массивность, они приобретают необыкновенную легкость. Они обычно украшаются росписью, гобеленами или облицовываются деревом. Полы из камня и деревянного материала застилаются коврами. Характерной особенностью данного стиля являются ажурные орнаменты, каменная резьба и стрельчатые своды. Над входом, в классическом варианте, обязательно должно располагаться огромное витражное окно. Оконные стекла должны быть из выпуклого стекла в свинцовом обрамлении. Занавесок быть не должно. Потолки обычно с открытыми стропилами или балочной конструкцией, допускается роспись на потолке.

При выборе мебели предпочтение следует отдать буфетам на высоких ножках и высоким двустворчатым шкафам с множеством филенок. Для создания готического стиля пригодятся стулья и кровати с высокими спинками, которые имитируют старинные замки и церкви. Орнамент на дереве должен быть строгим геометрическим, который противоречит фактуре дерева. Полезным элементом мебели будет сундук или сундук-скамья. Стол должен быть массивным с двумя торцовыми опорами и значительно выступающей столешницей, в нем обязательно расположение выдвижного ящика достаточной глубины. Кровать приобретает характерный деревянный каркас и балдахин.

При отделке помещений лучше выбирать мрамор, камень и, конечно, дерево (можжевельник, дуб, лиственницу, сосну, ель, кедр). В декоре широкое распространение получила плиточная мозаика. Если позволяет достаток, то можно оформить стены бархатом или сукном. Широко используется для оформления стен шероховатый известняк или гладкий булыжник. Популярностью пользуется метод «обманки», когда часть стены как бы обнажает участок кладки. Этот прием обычно используется над каминной зоной. Часто используется лепнина, которая покрывается золотой краской.

Читайте также:  Выбираем дизайнерские шторы: фото подборка

Картины из гобелена для украшения комнат лучше не использовать, так как интерьер итак заполнен декоративными элементами. Лицо готического стиля – это окна-витражи, которые своими значительными размерами создают впечатление, что стены служат лишь каркасом для них. Это могут быть многоцветные витражи или популярное окно-роза, которые создают световые эффекты. В орнаменте на витражах преобладают синий, зеленый, белый, красный, желтый и все оттенки фиолетового.

Проемы дверей лучше сделать в виде стрельчатых арок. Витражи, хоть и являются основным элементом готического стиля, могут быть слишком навязчивы. Поэтому главное – не переборщить. Остальные оконные проемы можно также оформить в виде стрельчатых арок, дополнив их двухслойными прозрачными шторами, что будет выглядеть особенно уместно в спальне и детской комнате. В гостиной или столовой необходимо построить камин, который придаст теплоты и уюта готическому стилю. Над камином не должно быть никаких замысловатых украшений на стене.

Цвет в готическом интерьере играет значительную роль. Для готического стиля уместны серебряные или золотые нити и насыщенные синие, коричневые, красные, желтые оттенки. Для создания контраста используются зеленый, пурпурный, розовый, иссиня-черный, рубиновый цвета.

Готический стиль появился в эпоху расцвета станковой живописи и декоративных искусств. Поэтому интерьер в готическом стиле щедро украшен мелкой скульптурой, резьбой по дереву и камню, изделиями из металла, стекла и керамики, изобилием шпалер и тканей. Все это свидетельствует о богатстве декора и изощренности фантазии.

Освещение помещений должно быть ярким. Днем с этой задачей отлично справляются витражи. Для вечернего освещения стоит выбрать массивные потолочные люстры, стилизованные под колесо, или обычные люстры из матового стекла спокойных расцветок с лампами, стилизованными под свечи.

В современном интерьере воспроизвести классический готический стиль достаточно сложно. Но элементы этого величественного стиля широко используются для оформления загородных домов и в интерьере квартир.

Стиль готика в интерьере – современные черты средневековья

Готический стиль

При слове «готика» в памяти всплывают мрачные соборы с вытянутыми окнами и заостренными арками, служащие обрамлением для деятельности суровой средневековой инквизиции. Однако, готический стиль в архитектуре, столь широко используемый в средние века, до сих пор нередко используется в дизайне интерьера. Конечно, в загородном бунгало и, тем более, в современной квартире, весьма проблематично провести ремонт полностью в готическом стиле, потому что для этого требуется большая высота помещения и придание окнам совершенно особой конструкции. Отдельные же элементы готики достаточно часто используются в оформлении и внутреннем убранстве помещений. Например, кованые лестницы или окна, украшенные витражными стеклами, могут прекрасно сочетаться с искусственным или натуральным камнем в отделке интерьера.

Характерные черты одноименного архитектурного стиля

Название «готика» происходит от наименования римлянами некоторых варварских племен «готами». Термин появился в эпоху Возрождения, непосредственно пришедшую на смену готике, как несколько насмешливое наименование всего отжившего, архаичного. Готическая архитектура, как и главенствующее в средние века господство церкви над умами, руководствуется принципом превосходства божества над человеком. Из-за этого готические соборы и иные архитектурные сооружения того времени характеризуются вытянутостью, направленностью ввысь, стремящиеся к небесам. Более того, средневековым архитекторам удалось связать в готических строениях два взаимоисключающих элемента – это легкость, ажурность конструкции и, в то же время, конструктивность архитектурного сооружения, когда собор огромного размера смотрится вовсе не громоздким, прочным сооружением, каким является на самом деле. Все дело в идее освобождения стен от нагрузки путем передачи ее на другие элементы здания, что позволило в стенах вырезать огромные стрельчатые окна и арочные входы с множеством украшений. Свет, льющийся через витражные стекла окон, вообще приобретал статус «божественного». Строгий, но в то же время, очень величественный и изящный стиль в архитектуре, используемый поначалу в культовых сооружениях как символ психологического состояния человека, заставляющий забыть обо всех земных заботах и приобщиться к высокому, божественному источнику, плавно перешел во внутреннее убранство помещений и интерьеры жилых строений.

Использование готического стиля в современных интерьерах

В современных помещениях стиль «неоготика» достигается часто не за счет огромных пространств, толстых стен и гигантских башен с устремленными высоко в небо шпилями, а за счет грамотного и пропорционального соотношения архитектурных форм, в частности, дверных и оконных проемов, высоты потолков и размера окон. Доминирующая вертикальность в интерьере, а также умелое использование световых эффектов и освещения помещений сквозь цветные стекла будет являться современным прочтением исторического стиля. Красивая, узкая винтовая лестница, дополненная коваными элементами, сразу придаст вашему загородному дому колорит и готическую мрачность. Дверные проемы и порталы окон, выполненные в виде арок, облицованных камнем – также непременный атрибут интерьера в готическом стиле. Эффект нахождения в замке будет результатом облицовки цокольных стен и камина, а также каминной зоны грубым, шероховатым камнем, напоминающим булыжник. Интересно использование в отделке стен «обманки» когда часть стены выглядит, словно обнаженная древняя кладка. Свет, попадающий в помещение сквозь витражные разноцветные стекла, делает окружающую обстановку праздничной и возвышенной. Однако для этого совершенно необязательно делать стрельчатые, арочные окна, достаточно в глухой стене создать подобие окна с помощью арки, застеклить его и подсветить изнутри. Стены можно украсить деревянными панелями, а потолки – тщательно выполненной яркой росписью или декоративными, контрастными по цвету к потолку, балясинами.

Предметы декора в неоготике

Следует несколько слов сказать об аксессуарах, поддерживающих готику в декоре. Типичные мебельные изделия должны быть выполнены из хороших пород дерева, с украшениями, имитирующими детали церквей и крепостных башен. Использование металла и кованых изделий в деталях, украшающих помещение, также приветствуется. К примеру, большое количество металлической посуды и окованных железными пластинами сундуков, а также всякого рода рыцарских доспехов, лучше покрытых патиной, придадут изысканность и неповторимость интерьеру. Кованые изделия: подсвечники, люстры, украшенные свечами, придадут внутреннему убранству помещения загадочность и готическую строгость. Самые популярные «готические» цвета, используемые для украшения помещений – это пурпурный, красный, синий, желтый с непременной позолотой. Также в готике крайне популярно было использование либо цветочного, либо абстрактного орнамента, либо обоих вместе. Богато расшитые гобелены, бархат глубоких тонов или парча с геральдической символикой завершит формирование интерьера в готическом стиле.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

М рачное средневековье подарило нам исключительные шедевры готической архитектуры, сохранившиеся и дошедшие до наших времен в сравнительно небольшом количестве. Остроконечные шпили соборов пронзают нашу душу в самое сердце и оставляют в нем след влюбленности в готику навсегда. Поражает грандиозность строений, филигранность резьбы по камню,красота и величие пропорций. Все сферы искусства: скульптура, архитектура, живопись слились в едином ансамбле. Если в городе, в который вы приехали есть готическое здание, вы как примагниченный пойдете именно к нему, видя его возвышающимся над всеми остальными зданиями. Удивительно, но не сохранилось чертежей этих великих творений людей, неизвестны авторы этих зданий. Соборы, строившиеся порой не один век, как Нотр-Дам-де-Пари, уникальны и неповторимы.

Слово готика (от итальянского gotico — непривычный, варварский) — сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил итальянский архитектор Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готический период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы приходился с XI – XII по XV–XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытеснив его. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Европы, а после крестовых походов проник в Сирию, на острова Кипр и Родос. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Оно было призвано возвысить человека, показав ему его истинное предназначение. Отсюда как символы все архитектурные элементы здания устремлены вверх к Богу, оттого сильно вытянуты и заострены.

Готическое искусство было тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц . Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая – его независимости.

Готические соборы отражали стройность божественного порядка и олицетворяли божественную Вселенную. Они были художественной моделью мироздания,в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готический храм необозрим, часто ассиметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота здания порой достигала 40 м. В основе готического храма лежит тип римской базилики, когда центральный неф возвышался над боковыми. Все готические соборы в плане символично имеют форму латинского креста.

Техническим прорывом архитекторов готики явилось открытие ими нового способа распределения нагрузки. Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передавалось нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимался аркбутанами и контрфорсами. Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, толщина стены больше не влияла на несущую способность здания. Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору. Чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Таким образом, массивный свод заменился ребристым сводом, рёбра – нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр : веерный свод, крестовый, шестигранный, звёздчатый, сетчатый.

Аркбута́н (фр. arc-boutant — «подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяло значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.

Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов.

Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а тимпан арочного контура над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

Читайте также:  Скандинавский дизайн интерьера

В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла.

Главный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари имеет три стрельчатых портала со входами внутрь. Над ними висят скульптурные панно, иллюстрирующие различные эпизоды из Евангелия. Главное украшение Нотр-Дам-де-Пари – прекрасные цветные витражи. Строгость и цветовая сдержанность готического убранства, отсутствие настенной живописи только подчёркивают великолепие и яркость витражей. Проникая сквозь них, солнечный свет заливает серые стены радугой оттенков.

Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Это самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, – таким образом, создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) – самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен.

Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.

В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.

В 18 веке интерес к готической архитектуре вспыхнул с новой силой. Так появился стиль неоготика . Не смотря на то, что принципы строительства в 18-19 веках были уже иными, и отдельные элементы зданий, выполненных в неоготическом стиле, на самом деле были чужеродными для средневековой готики, современники воспринимали отход от точного следования стилю как необходимость, а не как досадную ошибку архитекторов. В неоготике смешивались разные стили и направления, относящиеся к разным эпохам и странам, а также перемешивались приемы строительства соборов и замков. К примеру, в годы становления стиля при строительстве жилого дома его двери могли быть выполнены как порталы соборов, а спальни своей настенной росписью могли напоминать гробницы. Со временем эклектичность была творчески переработана, и архитекторы выработали универсальные требования к новому стилю. Основная особенность неоготической архитектуры – использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Были также адаптированы и другие элементы средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы.

Торжеством неоготики стало строительство в Лондоне Вестминстерского дворца. После долгих лет строительства вдоль Темзы вытянулся массивный, величественный дворец. Его фасад украшают и уравновешивают две башни, расположенные в его северной и южной частях. Дворец, несмотря на свою величину, не подавляет своими размерами, но производит впечатление классической строгости. Все дело – в верно найденных пропорциях.

Наиболее яркий пример неоготической архитектуры в Германии – Кёльнский собор, одно из самых высоких и массивных зданий 19 века. Также немецкие архитекторы спроектировали такие шедевры мировой архитектуры, как замок в Швангау и невероятный по своей красоте замок Нойшванштайн, построенный на месте разрушенной рыцарской сторожевой башни.

Один из шедевров неоготической архитектуры – здание парламента в Венгрии (Будапешт). Это одно из самых красивых правительственных зданий мира. Изящные башенки парламента, расположенного на берегу Дуная, эффектно отражаются в воде, а острые шпили — непременный атрибут неоготического стиля – делают силуэт легким, устремлённым в небо.

Начиная во второй половины 18 века неоготика становится популярной и в России. Изначально на западе страны началось строительство католических церквей в неоготическом стиле, затем мода на «рыцарскую» архитектуру расширилась: архитекторы стали возводить частные и доходные городские особняки, а также господские дома в богатых имениях с использованием готических форм. Доходные дома в Москве и особенно Петербурге отличались роскошными парадными подъездами, стрельчатыми окнами, богато декорированными фронтонами, шпилями и башенками.

Интересный пример российской неоготики середины 19 века – комплекс зданий, возведенных в Петергофе. В их числе – капелла в парке «Александрия», украшенная множеством декоративных элементов из чугуна, Фермерский дворец, дворец «Коттедж», а также вокзал, почта и императорские конюшни.

К оригинальным архитектурным памятникам неоготики относится и особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в Москве, который выглядит внушительно и строго; величия и пышности преисполнен западный фасад с химерами над порталом; обращённый к саду с фонтаном южный фасад создаёт настроение уюта и спокойствия, прекрасны и каменная резьба и горельефы, украсившие террасу с восточной стороны дома.

Внутреннее пространство готического храма членилось на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю – трифорий (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна.

Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр: везде где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками.

Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создало неповторимое “лицо” стиля готики. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

Каждый портал Шартрского собора украшен скульптурой. Количество дверей – три – связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности. На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Над входом с западного фасада расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным.

В английской готике иногда использовался веерный свод, получивший свое название из-за сходства с опахалом из пальмовых листьев. Центральный неф кафедрального собора в Эксетере (XIV в.) перекрыт веерными сводами. Собор построен в стиле, который в Англии называется «украшенная готика». Своды центрального нефа со множеством нервюр возвышаются над пространством храма. Массивная перегородка, отделяющая центральный неф от хора, некогда присутствовавшая в большинстве соборов, сохранилась и служит опорой для огромного органа, появившегося здесь позднее.

Интерьеры жилых замков в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами.

Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

Что же касается жилых особняков в неоготическом стиле, то неоготика в каком-то смысле была подобна маскараду, увлекательной игре в давно минувшую эпоху. Интерьеры дома Зинаиды Морозовой в Москве – по крайней мере, парадной его части – архитектор Шехтель стилизовал под готику, чем многократно усилил впечатление, которое дом производил на каждого, кому доводилось в него попасть.За мощным порталом с тремя стрельчатыми арками перед гостем открывалась дубовая дверь, приглашая в холл, облицованный резными деревянными панелями. Над головой сияла цветными стёклами люстра ручной работы, а за широким проёмом лестницы виднелся аванзал. Золотые эмблемы на голубом фоне стен чем-то напоминали геральдические лилии кованой ограды, но чтобы разглядеть их поближе, требовалось подняться по лестнице, перила которой оплетали змеи и охраняли чудовища.

Ссылка на основную публикацию