Правильная организация места для учебы – залог здоровья ребенка

Как правильно заниматься дома: учебное место хоумскулера

Рассказываем, как грамотно обустроить пространство, чтобы учёба была в радость, и какие нормы соблюсти для сохранения здоровья ребёнка. Организация учебного места школьника в домашних условиях.

На семейном образовании можно учиться где угодно, даже в дороге или в гостях. Но в основном занятия проходят дома, а значит, необходимо организовать хоумскулеру удобное учебное место. Правильно подобранная мебель и аксессуары способствуют продуктивности и мотивации ребёнка.

Советы по организации учебного места школьника

1. Подсказывайте, но не делайте сами

Главное правило: своё учебное место школьник должен создать сам. Выбирайте вместе с ним, советуйте, как сделать лучше и удобнее, но не решайте за ребёнка. Учитывайте его интересы и возраст. Тогда он будет садиться за учёбу с позитивными эмоциями. А это залог качественных знаний.

2. Подберите правильный стул и стол

Школьные парты сделаны по стандартам, дома о высоте стола и стула, угле наклона спинки и других нюансах необходимо позаботиться родителям.

За неудобными столом и стулом не только устаёт спина, но и трудно сосредоточиться на учёбе. Стол должен быть такой высоты, чтобы ребёнок не горбился, а его локти свободно стояли на столешнице. Чтобы подобрать стул, попросите ребёнка сесть на него. Колени должны стоять под прямым углом, а ступни — прилегать к полу. Можно найти мебель с регулирующимися параметрами — её можно подогнать под ребёнка и она будет «расти» вместе со школьником.

3. Обратите внимание на цветовую гамму учебного места

Детям младшего школьного возраста бывает трудно концентрируется, поэтому с помощью деталей и цветовой гаммы можно сформировать помочь им сфокусироваться на учёбе. Слишком яркие цвета будут его отвлекать, а серые навевать скуку. Оптимальными будут бежевые и пастельные оттенки с яркими аксессуарами. Пастельные тона настроят школьника на серьёзный лад, а цветная лампа или подставка для карандашей будут поднимать настроение и способствовать креативности. Такое цветовое решение подойдёт и старшеклассникам.

4. Позаботьтесь об освещении учебного места

Правильное освещение поможет сохранить зрение. Оптимально поставить рабочий стол у окна или рядом с ним для естественного освещения. Но всё равно понадобится лампа. Она должна находиться слева для правши и справа для левши. Рекомендуемая мощность — до 80 Вт, а её свет должен быть мягким. Для этого можно подобрать абажур.

5. Настройте компьютер

Даже обычные школьники не могут обойтись без компьютера (то сообщение зададут, то презентацию нужно сделать), а что говорить о хоумскулерах, для которых интернет порой — главный источник знаний.

Помогите ребёнку настроить компьютер так, чтобы он легко им пользовался. Подключите высокоскоростной интернет, установите браузер с поддержкой Flash и антивирус, приобретите гарнитуру. Тогда хоумскулер сможет смотреть видеоуроки, искать ответы на вопросы и даже полноценно заниматься в онлайн-школе. Например, чтобы учиться в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» требуется только компьютер или планшет и интернет. Ученики могут присоединяться к вебинарам в режиме реального времени и тогда у них есть уникальная возможность задавать в чате вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов и дискутировать с одноклассниками. Прошедшие уроки можно просматривать и в записи. Это удобно тем, что можно ставить на паузу, перематывать, ускорять или замедлять воспроизведение.

6. Разместите важную информацию так, чтобы ребёнок постоянно её видел

Для учёбы можно использовать даже стены. Над столом или рядом с ним можно развесить формулы и иностранные слова. Ребёнок будет постоянно их видеть и произвольно запоминать. Как вариант — развесить мотивирующие плакаты, которые будут вдохновлять на занятия.

Также хоумскулеру пригодится магнитная или меловая доска для планирования. На ней можно вести расписание или разбирать отдельные темы.

7. Предусмотрите место для хранения канцелярии и книг

Захламлённый стол — минус к продуктивности. Хорошо, если у стола будет шкафчик и ящики для хранения необходимых для учёбы вещей: книг, бумаги, канцелярии, тетрадей и прочего. Ребёнок должен легко и быстро находить всё необходимое. Навести порядок помогут полки над столом, дополнительная тумбочка или стеллаж.

Правильно организованное учебное место школьника сохранит здоровье, поможет в занятиях и прослужит долгое время. Важно создать место, за которым ребёнок будет хотеть заниматься. Оно поможет приучить к самостоятельности и аккуратности. Станет личным уголком для умственных и творческих решений.

Правильная организация места для учебы – залог здоровья ребенка

Разница между грамотно и случайным образом обустроенным рабочим местом школьника заключается не только в одних оценках, но и в том, насколько ваш ребёнок будет здоров и энергичен в целом. По большей части, сегодняшние рабочие места у наших детей обустроены совершенно бездумно и неправильно. Часто это просто случайность: ребёнку выделили какой-то стол под рабочее место, и он там учит свои уроки и выполняет домашние задания. Но годы несоблюдения норм и правил обустройства рабочего места школьника обязательно дадут о себе знать, и как вы понимаете, далеко не самым приятным образом. Сегодня мы рассмотрим три основных параметра, определяющих, хорошо или плохо обустроено рабочее место школьника: освещение, соответствие физиологическим данным ребёнка и психологический аспект.

Освещение. Почему правильное освещение столь важно, что его поместили на первое место, объяснять, пожалуй, не нужно. Многие взрослые люди сегодня ходят в очках потому, что в детстве их родители не обеспечили их рабочее место грамотным освещением. Если вы не желаете такого подарка в будущее своему ребёнку, то запоминайте.

Интенсивность дневного света регулируется правильным положением стола в комнате. Ошибкой будет ставить стол напротив окна, там света, скорее всего, будет слишком много. К тому же, он будет направлен ребёнку прямо в лицо, а это неправильно. Лучше отодвинуть стол чуть дальше, и повернуть его так, чтобы солнышко светило с левой стороны (если ребёнок правша) или с правой (если он левша) соответственно. Бывает, что в некоторых домах и квартирах,солнечный свет, в некоторые часы, особенно яркий и сильный. В таких случаях желательно иметь жалюзи, чтобы иметь возможность регулировать его по необходимости.

Настольная лампа ученика тоже должна стоять с правильной стороны, и включаться по необходимости. Как только для прочтения цифр и букв требуется хоть малейшее напряжение глаз, это значит, что такая потребность наступила. Не вздумайте покупать разные мощные лампочки для настольных светильников. Некоторые из них излучают свет такой силы, что всё старательно написанное в тетрадке вашим ребёнком испарится, вместе с его глазными яблоками. Вообще, к каждой лампочке идёт также и описание, которое подробным образом объясняет, как именно задумывал её использовать её создатель. Но наши люди инструкций читать не любят.

Соответствие рабочего места физиологическим параметрам ребёнка. Это тоже очень и очень важно, если вы не желаете, чтобы ваш ребёнок напоминал своей осанкой композитные луки времён нашествия всадников Атиллы. Стол и стул должны быть двумя частями единого целого, эффективно поддерживающего осанку школьника. Начнём со стула: он должен быть обязательно таким, чтобы спинка повторяла естественную осанку. Ни о каких табуретках не может идти и речи, они хороши только для ночных посиделок на кухне. Спинка не обязательно должна быть высокой, она не обязательно должна иметь подголовник и тому подобные навороты, достаточно будет простой невысокой спинки, правильно поддерживающей спинусидящего. Ноги ученика должны твёрдо стоять на полу. Учитывая, как быстро меняют свои размеры юные растущие организмы, лучше сразу позаботиться о стуле с регулируемой высотой. Или воспользоваться подставочкой для ног, которую можно сделать почти из чего угодно, хоть из старых советских энциклопедий, лишь бы она была твёрдая и достаточно высокой. Угол сгиба ноги в колене при посадке должен составлять 90 градусов.

Читайте также:  Какого цвета шторы подойдут к сиреневым обоям

Локоть опущенной руки должен быть ниже поверхности стола на 15-20 сантиметров, это обязательно. Таким образом, ученику не придётся горбиться, чтобы дотянуться до прописей, и не придётся задирать руки, чтобы что-нибудь в них написать. Также стол не должен быть слишком узким. Слишком часто родители покупают сегодня школьникам компьютерные столы, за которыми те работают. Но, чаще всего такой стол слишком узок и не позволяет поставить учебник на расстоянии в 30см от глаз читающего. Не забывайте, кстати, что читаемая школьником книга обязательно должна стоять на специальной подставочке, только так она не будет вредить его зрению неправильным углом наклона.

Психологический аспект. Он тоже очень важен, а его так часто полностью упускают из вида. Во-первых, стол рабочее место должно быть расположено так, чтобы в поле зрения ребёнка был вход в его комнату, и никто не мог бы зайти туда, незаметно для него. Даже если вы твёрдо уверены, что вашему чаду нечего скрывать, это имеет серьёзное основание с психологической точки зрения. Когда выход на виду, работающий человек чувствует себя более защищённым и ему более комфортно.

Отличной идеей будет предложить самому школьнику поучаствовать в обустройстве своего рабочего места. Объясните ему все важные аспекты и спланируйте вместе, где что и как будет стоять. За таким рабочим столом, к обустройству которого он сам приложил руку, ребёнок будет заниматься охотнее, что положительным образом скажется, в конечном счёте, на его успехах в школе.

Ну, и конечно, невозможно представить себе современный стол ученика без компьютера на нём. Нормативы работы за компьютером для детей таковы: 20 минут для детей младшего школьного возраста, и 40 минут – для старшеклассников. Но у большинства родителей эти нормы вызывают только истеричный хохоток. Что ж, вздыхают врачи, тогда хотя бы убедитесь, что ребёнок регулярно делает перерывы, хотя бы на 15 минут каждый час.

Договоритесь с ребёнком, что он будет делать такие перерывы, и в эти самые промежутки времени он будет заниматься гимнастикой для глаз и просто физическими упражнениями. Это будет легко, за лишний час игры в их любимый Minecraft все они готовы прыгать, хоть до самого потолка.

Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе
классный час по теме

Цель: рассказать воспитанникам о важности соблюдения режима дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
rezhim_dnya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ялгинский детский дом-школа

залог здоровья и успеха в учебе

Подготовила: Живова Т.И.

Цель: рассказать воспитанникам о важности соблюдения режима дня.

Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов.

Отворив окна засов,

Сделать лёгкую зарядку

И убрать свою кроватку!

Душ принять и завтрак съесть

А потом за парту сесть.

На занятиях сиди

И всё тихо слушай.

За учителем следи,

После школы отдыхай:

Но только не валяйся.

Дома взрослым помогай,

Пообедав, можешь сесть

Всё в порядке, если есть

Воля и старание.

Соблюдаем мы всегда

Распорядок строго дня.

В час положенный ложимся,

В час положенный встаём.

Нам болезни ни почём!

О чём это стихотворение? ( О р ежиме дня. )

Ребята, а для чего нужен режим дня? Зачем нужно его соблюдать?

(Чтобы все успевать сделать, чтобы на все хватало времени, чтобы правильно распределить свое время не волноваться из-за того, что что-то не успеешь и т. п. )

Правильный режим дня – основа здоровья, залог нормального роста и развития.

Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.

Когда взрослые и дети не соблюдают простейший режим дня, появляется много неприятностей. Они не успевают, опаздывают, забывают в спешке что–то сделать, быстро устают, начинают нервничать, ругаться с окружающими и т.п. И устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что неправильно организуют свою работу, не соблюдают режим дня. Дело в том, что все физиологические процессы в нашем организме совершаются в определённом ритме: сердце работает ритмично – вслед за сокращением наступает расслабление; дыхание ритмично, когда вдох и выдох равномерно сменяют друг друга; пища в пищеварительном тракте перерабатывается в определенные сроки.

И если приучиться к строгому чередованию бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи, то можно быть всегда здоровым и добиться успехов в любых занятиях.

Режим не только организовывает человека, но и стоит на страже его здоровья. Плюс к этому, вырабатываются полезные привычки, укрепляется воля, развивается организованность.

Основными элементами режима для школьника являются:

  1. учебные занятия в школе и дома;
  2. активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
  3. регулярное и достаточное питание;
  4. свободная деятельность (досуг) по выбору.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьников оказывают количество и качество сна , питание и двигательная активность. Школьникам начальных классов рекомендуется спать 10-10,5 часов, ученикам 5-7 классов – 9-9,5 часов, старшеклассникам – 8-9 часов.

При недостатке сна у детей может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Также недосыпание негативно сказывается на работоспособности и успеваемости в школе.

Отдельно внимание нужно уделить питанию . Рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. А промежутки между приёмами пищи не должны быть более 3,5–4 часов.

Не нужно забывать о прогулках, играх и других видах двигательной активности. Их продолжительность должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Правильно должно быть организовано и место, где вы делаете уроки . Стол должен быть хорошо освещен, дневной свет должен падать с левой стороны, а свет от лампы не должен раздражать глаза. Оптимальное соотношение высоты стола и стула: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), вы должны достать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Ноги должны упираться в стол или специальную поставку. Спинка стула не должна быть высокой. При таких условиях у вас будет правильная осанка и будете меньше уставать во время выполнения домашних заданий.

Начинать день в любом возрасте необходимо с утренней зарядки , которая облегчит переход от сна к бодрствованию и поможет организму активно включиться в работу.

Последние наблюдения над школьниками в течении 15 лет показывают, что к сожалению, дети или вовсе не завтракают, или завтракают в сухомятку, в школе едят плохо, почти не обедают, редко имеют полдник, но зато почти всегда – обильный ужин.

Завтрак обязательно должен быть горячим и составлять четверть от суточной потребности. Второй завтрак должен составлять 10 – 15 % суточной калорийности. Обед (соответственно 40 %) проходит в 13 – 14 часов. Ужин (20 – 25 %) – не позднее 19.30 и должен быть легче завтрака. Предпочтительно это каши, кефир, а также овощи, фрукты.

Вернувшись из школы, вы обязательно должны отдохнуть час – полтора, без чтения книг и просмотра телевизора!

Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с более легких предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности – 30 – 40 минут, после чего следует проводить 15-минутный перерыв. Часто ребята тратят на приготовление домашних заданий много времени. Некоторые занимаются, когда в комнате громко разговаривают или включен телевизор. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание, тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.

Полтора – два часа свободного времени можно использовать для занятий по интересам . Полезны кружковые занятия.

Что такое режим дня? (Ответы детей.)

Почему необходим режим дня? (Ответы детей.)

Если человек ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику и т.д., то у него вырабатывается рефлекс на время. Если вы садитесь за уроки в определенное время, то к этому времени у вас происходит не только психический, но и физиологический настрой – несколько усиливается дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга и т.д. эта готовность к умственной работе позволяет быстрее и лучше выполнять школьное задание.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям человека, режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Консультация для родителей «Режим дня будущего школьника — залог успеха в учёбе»

Галина Бухтерева
Консультация для родителей «Режим дня будущего школьника — залог успеха в учёбе»

Не секрет,что сегодняшняя школа предъявляет к будущему первокласснику большие требования. Ребёнок включается в систематический учебный труд сразу с первого дня, у него появляются обязанности и заботы, ему необходимо подолгу находиться в одном положении, практически без движения (тогда как в детском саду в течении занятия длительностью 25-30 минут проводится 1-2 физкультминутки) .

Организация правильного режима дня ребёнка должна подготовить его к обучению в школе. Рассмотрим подробный режим дня будущего школьника.

Огромное значение имеет сон ребёнка. Для будущего школьника сон должен составлять 10-12 часов. Недостаточный по времени сон приводит к нервным перенапряжениям и даже психологическим срывам. Необходимо приучить ребёнка ложиться и вставать в одно и тоже время.

Особое значение имеет и правильное рациональное питание. В пище должны присутствовать все необходимые для организма ребенка вещества. Рациональное,полноценное питание предусматривает соотношение белков,жиров и углеводов. Если правильного питания нет ни в семье,ни в школе,то нарушается пищевой баланс ребёнка. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Надо приучать ребёнка есть не спеша, тщательно пережёвывать пищу, не разговаривать во время приема пищи,не заниматься никакими другими делами. В распорядке дня старшего дошкольника предусматривается режим питания,который не должен нарушаться.

Ребёнок старшего дошкольного возраста овладевает рядом гигиенических навыков, которые помогают ему сохранить своё здоровье,способствует правильному развитию. Будущий школьник должен соблюдать правила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию.

День будущего школьника начинаться должен обязательно с утренней гимнастики (ведь в детском саду это обязательно, каждое утро).Она благотворно влияет на его общее состояние и самочувствие. Детям этого возраста рекомендуется 5-8 упражнений. Во время гимнастики ребёнок должен быть в облегчённой форме, при открытой фрамуге. После гимнастики ребёнок возбужден, потлив. Здесь очень уместно провести водные процедуры виде душа. Это поможет ребёнку быстрее проснуться, прийти в рабочее для учёбы состояние. К тому же это и закаливание организма, что тоже очень важно для школьника.

Необходимо приучить ребёнка правильно распределить своё время после прихода из школы. Отвести правильное время для отдыха и подготовки уроков. Нельзя, чтобы ребёнок подготовку уроков сводил на позднее время. Лучше приучить его сначала делать письменные задания, потом немного отдохнуть, затем продолжить выполнять остальные задания.

Нельзя забывать и о собственном времени ребёнка. Просто надо чётко его определить в течении всего дня. Я предлагаю вам, дорогие родители, ознакомиться с некоторыми рекомендациями

И напоследок наши вам советы:

-поддерживайте в вашем ребёнке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к его первым достижениям и трудностям помогут ему подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

-составьте с ребёнком распорядок дня, помогайте своим примером его соблюдать.

– не пропускайте трудности и неприятности,которые могут возникнуть у вашего ребёнка.

– обсудите с ребёнком те правила и нормы, которые необходимы при обучении.

-поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что его можно и нужно похвалить

– если у вас возникли какие-то проблемы или вопросы не стесняйтесь обращаться за консультацией к учителю.

-поступив учиться у вашего ребенка появился новый»авторитет» -учитель, старайтесь уважать мнение ребёнка о своём педагоге.

– учение –это нелёгкий труд. Поступление в школу –очень важный момент в жизни ребёнка,но не должно лишать его многообразия,радости,игры.

Консультация для родителей «Режим дня для вашего малыша» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Лето в самом разгаре, и многие люди находятся в отпусках. И большинство оставляет своих детей дома, не водя в садик. (И это правильно –.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей. Самое главное он укрепляет здоровье ребенка. Вместе с тем.

Правильная организация рабочего места для ребенка

Правильно обустроенное рабочее место первоклассника — это не только подспорье для успешной учебы, но и залог физического и эмоционального здоровья. Если ребенку неудобно или его все время что-то отвлекает, учебный процесс будет страдать, домашние задания будут выполняться хуже, оценки в школе могут снизиться.

Чтобы правильно организовать пространство для занятий ребенка, нужно следовать нескольким правилам и рекомендациям. Их мы и опишем в этой статье.

Важное примечание на берегу: ребенку в любом случае нужен рабочий стол (парта) для домашних занятий. Сидеть на корточках за журнальным столиком в гостиной или на кухне рядом с плитой и холодильником — точно не стоит.

1. Место

Выбрать удобное и подходящее место — уже полдела. Подойдите к этому вопросу со всей серьезностью. Стол лучше ставить у стены рядом с окном — так, чтобы свет на него падал слева. Если ваш ребенок левша, то лучше направить свет уже справа. Днем это должен быть свет от окна, в вечернее время — настольная лампа со спокойным, но ярким светом.

Стоит разграничить зону отдыха и учебы ребенка — игрушки и рабочий стол должны быть хоть немного отделены друг от друга. Можно поставить в комнате перегородку, ширму или отделить зоны стеллажом.

В идеале ребенку нужно заниматься в отдельной комнате, чтобы его ничто не отвлекало от учебы и чтобы все нужные материалы были под рукой. Если нет возможности выделить под занятия целую комнату, стоит на время выполнения домашнего задания оставлять ребенка в тишине и не тревожить, если он сам не попросит помощи или совета. Кроме того, стеллажом можно отделить рабочую зону ребенка от общей комнаты (гостиной или коллективной детской).

2. Стол

Главные критерии выбора стола: высота и угол наклона. Какой стол или какую парту выбрать — зависит от расположения рабочего места, роста ребенка (тут лучше предусмотреть быстрые изменения и взять регулируемую мебель).

Очень удобно использовать стол с меняющимся углом наклона столешницы — для черчения и каллиграфии наклон лучше увеличивать, для чтения и прописей — оставлять поверхность параллельной полу, чтобы было так же, как за школьной партой.

3. Стул

Чтобы у ребенка оставалась здоровой спина, не портилась осанка и не было неудобства относительно высоты и уровня наклона спинки кресла, нужно тщательно выбрать стул. Сходите вместе в магазин и выберите кресло, в котором ребенку будет максимально удобно и хорошо.

Пусть он подробно рассказывает о своих ощущениях от сидения. Бывает и так, что правильные по всем параметрам стулья совсем не подходят конкретному школьнику и тот вынужден терпеть неудобства.

4. Порядок

Перед глазами ребенка можно повесить пробковую или маркерную доску, чтобы ребенок мог записывать напоминания и другие важные вещи и держать их в поле зрения. Туда же можно прикреплять свидетельства достижений школьника — стена перед столом может быть отведена под грамоты и дипломы, памятные рисунки и сочинения ученика.

Нужно приучить ребенка к порядку на столе, для этого необходимо обеспечить его местами для хранения всех его вещей. Тумбочка под столом, полки и ящики на стеллаже, коробки и другие атрибуты — все это пригодится и поможет ребенку сохранить порядок и всегда знать, где что лежит.

Кроме того, не пренебрегайте желанием ребенка завести ежедневник или календарь на столе. Личные записи — это важный элемент развития личности.

5. Личное пространство

Ребенок должен понимать, что его рабочий стол — это неприкосновенное место, которым заведует только он сам. Поэтому родителям не нужно прибираться в рамках этого пространства и около него, что-либо убирать, добавлять или переставлять.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься за столом?

Если школьник всячески против сидения за рабочим столом, значит, его ничто в нем не привлекает. Поэтому стоит пересмотреть организацию рабочего пространства, узнать у ребенка, чего ему не хватает и почему не хочется сидеть за столом. Как правило, проблема кроется в неудобстве стола или стула, либо в общей несобранности ребенка или особенностях его предпочтений для занятий.

Если даже идеально спланированное рабочее место не привлекает ребенка, стоит смириться с его желаниями во благо учебного процесса — ведь если ребенок продуктивен и делает домашние задания с интересом, но, скажем, лежа на животе на полу, — это его право.

Как организовать учебное место ребенка

Каждая семья, в которой подрастает будущий первоклассник, сталкивается с проблемой подбора мебели для учебы. Как организовать учебное место таким образом, чтобы оно стимулировало учебную деятельность ребенка, было комфортным, уютным и красивым, и при этом максимально соблюсти гигиенические требования?

Современный ребенок с малых лет знаком с компьютером. В начальных классах многих школ с его помощью дети выполняют некоторые задания. Однако не стоит превращать учебное место первоклассника в «мини-офис» с вращающимся креслом и компьютерным столиком. Такая мебель не приспособлена для письма и чтения, неудобна для выполнения творческих заданий. Ребенку придется искать более удобное место для выполнения заданий, не связанных с работой на компьютере, что нежелательно по психологическим и физиологическим причинам.

Медики и педагоги единодушны в том, что для предотвращения нарушений осанки и зрения, мышечного перенапряжения и утомления необходимы правильный подбор мебели в соответствии с ростом ребенка, продуманное расположение ее в комнате, внимательное отношение к качеству материалов, конструкции стола и стула и их расцветкам. Немаловажное значение имеют освещение помещения, цвет пола, стен и потолка.

Итак, что надо знать при создании оптимального учебного места ребенка?

При покупке новой мебели или регулировке уже имеющейся надо понимать, что неправильное соотношение стола и стула может существенно нарушить здоровье ребенка. При низком сидении нарушается кровообращение, при слишком высоком — ноги ребенка будут болтаться и ему придется прилагать излишние усилия, чтобы удержаться на стуле. Если стол слишком высок для ребенка, то нарушается симметрия плеч. А если слишком ни­зок, то нарушаются зрение и работа дыха­тельной системы.

Высота стола и стула должна соответствовать возрасту и росту ребенка. Если вашему ребенку от 3 до 6 лет и его рост составляет от 101 до 115 см, высота стола должна быть 48 см, а стула — 28 см. В возрасте от 6 до 7 лет при росте от 115 до 130 см стол должен быть высотой 54 см, а стул — 32 см. Если же рост ребенка 6-7 лет свыше 130 см, высота стола должна составлять 60 см, а стула — 36 см. То есть чем старше и выше ребенок, тем больше должна быть разница высоты стола и стула.

Окраска стен, потолка и мебели влияет на освещенность помещения. Если вы пришли в магазин, выбрали стол определенной модели и раздумываете над выбором цвета, остановитесь на светлых и теплых тонах — они меньше всего поглощают свет. Лучшими цветами для столов и стульев считаются оттенки светлозеленого и цвет натуральной древесины.

Стены комнаты, где будет заниматься ребенок, можно сделать светло-зелеными, светло-бежевыми или использовать оттенки желтого цвета.

Мебель должна стоять в самом светлом месте комнаты, чтобы ребенок мог заниматься при естественном освещении. Окно, а также настольная или настенная лампа (она нужна для дополнительного освещения вечером) должны находиться слева для праворуких детей и справа — для леворуких.

Итак, мебель подобрана и расставлена, в комнате красиво, чисто, уютно, светло. Ребенок расположился за столом и с увлечением рассматривает книжку, лепит или рисует.
Родители, не расслабляйтесь! Сидение — это активный процесс, требующий напряжения мышц, так что соблюдение рабочей позы достаточно утомительно. Поэтому очень важно воспитать привычку правильно сидеть за столом. Уменьшить мышечное напряжение и предотвратить нарушения осанки можно, если сидеть с легким наклоном корпуса и головы вперед, следить за симметричным положением плеч и соблюдать оптимальное расстояние глаз от поверхности стола. Оно должно быть равно примерно 30-35 см.

Очень важна правильная посадка на стуле. Сиденье не должно быть слишком мягким, его глубина должна соответствовать 2/3 длины бедра. В этом случае ребенок сможет правильно пользоваться спинкой стула, которая должна быть зафиксирована под прямым углом. Стул должен быть немного задвинут под стол таким образом, чтобы при опоре на спинку стула между грудью ребенка и столом было 2-3 см.

Также при организации рабочего места необходимо обратить внимание на положение ног ребенка при сидении за столом. Если ноги не достают до пола — надо подставить устойчивую скамейку. Ширина скамейки должна быть равна длины стопы или чуть больше, но ни в коем случае не меньше. Если ребенок постоянно прячет ноги под стул — это значит, что стул стал слишком низким и надо приобрести новую мебель. Ведь ваш ребенок растет, а значит прежний комплект скоро станет совсем неподходящим для занятий.

Учение — дело, в котором достаточно неизбежных сложностей. Но неудобная мебель к их числу не относится! Поэтому постарайтесь создать гармоничную и удобную обстановку для вашего первоклассника — это не только облегчит учебный труд, но и стимулирует ребенка поддерживать свое учебное место в порядке.

Читайте также:  Как утеплить входную дверь
Ссылка на основную публикацию